воскресенье, 9 сентября 2012 г.

Социально-психологические особенности личности актера


Яркие примеры нестабильности личной жизни, казалось бы, преуспевающих актеров ясно показывают на особенность творческой личности как таковой. Влияние сцены на личность неоспоримо и всегда интересовало исследователей как научных, так и театроведческих кругов. Кроме того, очевиден интерес к собственным особенностям и самих актеров, несомненно, желающих любыми способами познать свою сущность. Все это определяет актуальность исследования социально-психологических особенностей актера. 
Система подготовки театральных деятелей, и прежде всего, актеров, должна соответствовать тенденциям развития современной педагогики, психологии, человекознания в целом. Без этого невозможно решение тех извечных и всегда новых и  актуальных задач, которые стоят перед русским и мировым театральным искусством. Для дальнейшего совершенствования системы подготовки актеров и структуры постановочного процесса необходимы свежие исследования социально-психологических особенностей людей выбирающих данную профессию.

Известно, что современный русский театр  переживает кризис и значит, тем более нуждается в изучении и анализе свойств основной своей  рабочей единицы – актерской личности. Как известно, основным инструментом актерской профессии является он сам, следовательно, изучение личности актера подразумевает и изучение театральной среды в целом, не посягая на независимость искусства от науки.
Таким образом, изучение личностных характеристик актера может стать почвой для дальнейшей модернизации театральной среды в целом.       
Начиная с самых первых попыток структуризации опыта по подготовки актеров и совершенствованию системы театра, явно прослеживается стремление исследователей научно-психологического обоснования своих идей. Частое упоминание театральными мастерами в своих работах исследований ученых И.П. Павлова, В. М. Бехтерева, У. Джеймса, И.И. Лапшина и многих других явно свидетельствует об этом. Расцвет русского театрального искусства в начале XX века и в теории и в практике неразрывно связан со стремительным развитием отечественной психологии, что дает нам еще один повод дальнейшего изучения психологических особенностей актерской среды.
В психологии, вопросами изучения личности актера занимались такие ученые как Б.М. Теплов, Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, Н.В. Рождественская, А.Л. Дубровская, М.Б. Александровская, А.А. Мелик-Пашаев, Л.В. Грачева, Н.Л. Бенеш, Е.В. Малевский, Т.В. Пахова, Ю.И. Панова, А.Ф. Росляков. Стоит отметить, что проблема идентичности актерской личности до сих пор не была открыта.
Осознание актером собственной идентичности, своего отношения к профессии и степени влияния ее на личность вполне может послужить отправной точкой для дальнейших исследований в этой области. Тем более что сегодня, как никогда, так важно объединение отраслей знаний и многомерное изучение  любого психологического свойства, в противовес узкой направленности исследований.

В результате теоретического анализа было установлено, что:
- Самые известные мастера  актерского мастерства сходятся во мнении разграничения личных свойств актера и играемого ими персонажа. Да, в момент игры актер действительно ощущает чувства, похожие на жизненные (за что и получает внимание зрителей), но одновременно он постоянно осознает свои текущие задачи и испытывает ощущения, не касающиеся образа. Играемая роль и личность артиста всегда будут оставаться на некотором отдалении друг от друга. Отождествление невозможно и именно в этом заключается искусство актерского мастерства, вся его привлекательность и загадка.
- Театральные профессии определяют сложный профессиональный тип личности. Уникальность актерской работы, постоянно находящейся в процессе общения и только общения, предполагает наличие определенных черт личности, необходимых для успешной сценической деятельности. В процессе обучения в театральном ВУЗе у студентов-актеров возрастает впечатлительность и сопереживание, но при этом развивается эмоциональная неустойчивость, чувствительность к социальным воздействиям. Постоянная деятельность, основанная в основном только на общении, способствует развитию как полезных, так и мало полезных качеств личность. Например, высокий уровень эмпатии зачастую уживается с истероидным типом поведения и демонстративными чертами характера. Нестабильность поведения сочетается с высокой концентрацией внимания, а потребность в контактах с высокой конфликтностью (не замечаемой самими испытуемыми).
- Профессиональная и гендерная идентичность являются неотъемлемой частью жизни любого индивида, и во многом определяют поведение человека. Актерская профессия предполагает постоянную смену ролей с соответствующей сменой моделей поведения. Данное обстоятельство позволяет сделать предположение о том, что профессионализм актера заключается в умении переключатся с одного стиля ролевого поведения к другому, а значит, необходимость для работы андрогинной гендерной идентичности, и, возможно, размытой профессиональной. Кроме того, постоянный поиск свежих форм сценического выражения подразумевает некоторую пластичность, которая, возможно, соответствует принятому  определению социальной креативности.
На основе теоретического анализа мы предположили следующую гипотезу: личность актера имеет социально психологические особенности-  1) андрогинную личностную гендерную идентичность и андрогинную идентификацию собственной профессии; 2) несформированную профессиональную идентичность; 3) высокий уровень социальной креативности.

В эмпирическом исследовании нами были использованы следующие психодиагностические методики:

1.«Диагностика профессиональной идентичности», автор Шнейдер Л.Б.;
2. «Диагностика гендерной идентичности», автор С.Бэм, в модификации В.А.Лабунской и М.В.Бураковой;
3. «Самооценка маскулинно-феминной идентичности»;
4. «Определение социальной креативности личности».

Для оценки достоверности результатов использовались математические методы обработки данных: U-критерий Манна-Уитни и χ2 - критерий К. Пирсона.

Участниками исследования стали 3 выборки представителей различных профессий, по 20 респондентов в каждой. В составе актерской группы находились профессиональные актеры театра–студии «Театральный Ковчег». Состав группы бухгалтеров определился случаем. В выборке пожарных находились люди, проходящие постоянную службу в специальной пожарной части №12 г. Пересвета.

В результате проведенного эмпирического исследования были установлены следующие социально-психологические особенности актерской личности.

1) Несформированная профессиональная идентичность.
Тот факт, что результаты в группе распределились по статусам равномерно, а на уровне «мораторий» оказалось почти половина испытуемых, свидетельствует в пользу необходимости постоянного поиска новой информации для актерской профессии. По всей видимости, зацикленность на определенных моделях поведения может мешать формированию новых образов, структуризации характеров других ролей. Можно предположить, что именно такое неустойчивое отношение к профессиональной деятельности позволяет актеру пользоваться красками новаторства и импровизации, которые так необходимы для сценического действия.
Интересно так же, что в строке ассоциативного ряда теста выявления профессиональной идентичности актеры часто подчеркивали одинаковые слова, которые принято считать признаками непрофессионализма. Понятия «разноплановость», «проба», «самолюбие», «общение» для актера есть признак соответствия сценической профессии. Данные эпитеты являются не просто свойством, а необходимой чертой творческой личности актера, по мнению самих представителей данной профессии.
Примечательно так же, что в группе пожарных тоже нашлось свойство непрофессиональной шкалы, часто отмечаемое респондентами этой группы. Это понятие «тревога». Нет нужды вдаваться в рассуждения, что, по всей видимости, данное свойство необходимо пожарным на профессиональном уровне. Кстати именно у пожарных относительно других групп наиболее выделяется уровень псевдопозитивной идентичности. Вероятно, это может быть связано с высочайшим уровнем ответственности, необходимым в их работе.

2) Андрогинная личностная гендерная идентичность и андрогинная идентификация собственной профессии.
Интересно заметить, что только в выборке актеров треть испытуемых приписала своей профессии  статус феминности,  хотя в данной выборке было гораздо меньше женщин, чем в группе бухгалтеров. Вероятно этому способствует несколько факторов. Прежде всего, к одному из них можно отнести традиционный в прошлом (а в некоторых театрах мира и до сих пор) однополый состав труппы. Долгое время игра женщины в театре по морально-нравственным соображениям находилась под запретом. Женские роли преимущественно исполняли мужчины, что, несомненно, накладывало отпечаток и на личность исполнителя, и на статус самой профессии. Кстати, такое положение вещей сохранилось и до сих пор. В некоторых театрах это дань традиции, как например в японском «Кабуки». Кое-где женская роль в исполнении мужчины может являться находкой режиссера для более красочной передачи идеи или же комической ситуации.
Кроме того, с давних пор в театральных представлениях задействованы сказочные и животные персонажи, зачастую обладающие очень размытыми гендерными характеристиками. А ведь именно этих персонажей отечественным актерам приходиться исполнять, порой, неделями в период новогодних праздников. Так же очень часто роли мальчиков юного возраста в современном театре приходится исполнять молодым женщинам, за неимением других претендентов на роль.
Эти и многие другие примеры ясно показывают необходимость гендерной гибкости, что на наш взгляд и обуславливает  подобное распределение. В театральных школах учат перевоплощаться независимо от пола или возраста, и чем дальше человек физически находится от персонажа, тем значительнее для него и окружающих видится его профессионализм в глазах как публики, так и критиков.

3) Данное исследование не подтвердило гипотезу о наличии у актеров высокого уровня социальной креативности.
Судя по всему, умение резко менять модели поведения и находить новые формы реакций свойственно для актера на рабочей площадке как необходимость. Но, во-первых, актер ищет новые способы приспособления, опираясь на текст автора, а во-вторых, поиск стиля поведения не рождается на сцене разом. Многодневный процесс репетиции позволяет находить новые формы выражения, опираясь на уже найденные в прошлом. Руководствуемый волей режиссера актер находится в заданных обстоятельствах и ясно чувствует рамки.
Социальная креативность же предполагает независимое нахождение новых способов решения социономических задач. Зачастую в простом житейском разговоре истероидные и демонстративные черты актера не находят должного отклика в собеседнике. То, что на сцене специально увеличивается в разы, возможно, может  мешать простому общению, когда необходимо не только хорошо повествовать, но и внимательно вслушиваться  в слова собеседника. Можно предположить, что яркие черты характера, выработанные многолетней работой на подмостках сцены, не всегда способны служить опорой в быту. Интересно заметить, что только в выборке актеров на уровне «низкая социальная креативность» оказалось несколько испытуемых, в то время как выборки пожарных и бухгалтеров в процентном соотношении набрали больше баллов на уровне «высокий», чем актерская выборка.
    Таким образом, результаты исследования позволяют говорить о наличии социально-психологических особенностей актера.

Список литературы:
1.  Белинская Е.П.,Тихомандрицкая О.А., Социальная психология личности, - М. 2009.
2. Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / – М.: Издательский центр «Академия», 2005.
3. Рождественская Н.В. Психология художественного творчества. — СПб., 1995.
4. Станиславский К.С. Работа актера над собой / Чехов М.А. О технике актера. - М.: Артист. Режиссер. Театр, 2006.
5. Шнейдер Л. Б.Профессиональная идентичность. Монография. - М.: МОСУ, 2001.
6. Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М.   Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М., Изд-во Института Психотерапии. 2002.

Сунцов Валентин
ф-т психологии СПГИ,
по результатам дипломной работы
(руководитель Шенцева Н.Н.)